Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Полезное

Ссылки

Яндекс.Метрика

Рабочая программа по истории родного края. Пензенская область.

 

 

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пояснительная записка.

Статус документа

Рабочая программа  по «Истории родного края»  составлена на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ р.п. Тамала Пензенской области. Программа соответствует требованиям ГОС.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей.

 Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Структура документа

 Рабочая  программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

За счет учебного времени из регионального компонента (не менее 35 ч) предполагается изучение особой содержательной линии «История родного края». Эта содержательная линия предусмотрена государственным стандартом общего образования и в обязательном минимуме содержания стандарта отмечена курсивом, то есть ориентирована на обязательное изучение, но не подлежит включению в требования к уровню подготовки выпускников основной общей школы. «История родного края» изучается в качестве краеведческого модуля в курсе истории в 8-9  классах.

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

Цели

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Место предмета в учебном плане

Учебный план МБОУ СОШ р.п. Тамала предусматривает обязательное изучение предмета: «История родного края» на ступени основного общего образования в объёме 68 ч.

8 класс-34 часа ( 1 раз в неделю)

9 класс-34 часа (1 раз в неделю)

 

 

Основное содержание ПРОГРАММЫ 8 класс.

 

Введение

Место и роль Пензенского края в истории страны. Основные этапы и особенности истории края. Источники, формы и методы изучения. Значение изучения истории родного края.

 

Первобытное общество

Ледниковый период. Ископаемые животные. Заселение Волга-Донья в эпоху палеолита. Изменение климата. Начало заселения края. Мезолитические стоянки. Бродячие охотники-собиратели к производящему хозяйству. Неолит. Изобретение новых орудий труда, глиняной посуды. Стоянки. Контактная зона племен и их взаимоотношения. Энеолит. Возникновение комплексного хозяйства (охота, собирательство, рыболовство). Появление долговременных жилищ. Первое общественное разделение труда. Неравномерность развития степной и лесной зоны. Проникновение оседлых скотоводов в пределы края. Племена культуры боевых топоров. Племена срубной культуры. Бронзолитейное производство. Савроматы. Городища Пензенского края. Изготовление железных орудий труда. Племена конных охотников-фиссагетов. Коллективы первобытных людей. Предпосылки появления неравенства. Первобытные верования и искусство.

 

Начало феодальной эпохи

Переход от военной демократии к государственности. Хазарский каганат: территория, хозяйство, управление, верования, отношения с соседями. Население края и каганата.

Волжская Булгария. Вхождение Верхнего Посурья в состав Волжской Булгарии. Экономическая жизнь. Политическое устройство. Строительство городов и крепостей. Внешняя политика.

Возникновение Буртасского княжества. Взаимоотношения с Русью. Влияние Волжской Булгарии на развитие Пензенского края.

Этнические общности на территории края. Формирование мордовского этноса. Военные союзы мордовских племен. Борьба с внешними врагами. Возникновение феодальных образований. Хозяйственная жизнь, быт, верования.

Буртасы. Места расселения. Общественное устройство, образ жизни, духовные представления.

Мещера. Расселение мещеры в Пензенском крае. Основные занятия. Мещерская культура. Топонимика.

Сходство и различие в развитии Пензенского края и Руси в период раннего средневековья.

 

Развитие феодализма

Развитие края в X-XVI веках. Буртасское княжество. Социально-политическое устройство. Строительство городов и крепостей. Земледелие. Скотоводство. Ремесла. Торговля. Взаимоотношения с Русью, булгарами, мордвой.

Военная экспансия державы кочевников Великой Степи. Походы монгол на Волжскую Булгарию. Переправа через Волгу. Нузла. Стоянка Батыя. Разгром буртас и мордвы. Легенда о Нарчатке. Поход на Русь. Обезлюдение территории Пензенского края.

Возникновение Золотой Орды. Названия. Территория. Население. Столица. Социально-политическое устройство. Строительство городов. Экономика. Распад Золотой Орды. Формирование татарского народа. Своеобразие золотоордынского периода в истории Пензенского края. Золотоордынский улус Мохши. Наручадь. Нуриджан. Мохши – столица улуса. Расцвет города. Архитектура. Ремесла. Торговля. Деньги. Борьба ханов за власть. Гибель Мохши.

Возникновение Казанского ханства. Хан Улу-Мухаммед. Территория. Население. Экономическое развитие. Общественно-политический строй. Взаимоотношения с Русским государством.

Развитие культуры в X-XVI веках. Особенности развития культуры Пензенского края. Единство и своеобразие в развитии культуры разных народов края. Влияние религий на развитие культуры. Зодчество. Декоративно-прикладное искусство. Художественные ремесла. Устное народное творчество.

 

Вхождение Пензенского края в состав Русского государства

Русская колонизация XV-XVII веков. Причины и направления колонизации. Походы Василия III и Ивана IV. Пути движения войск. Строительство городов и сел. Присоединение края к Руси. "Дикое поле". Учреждение дозорной службы. Сторожи. Станицы. М.И.Воротынский. Засечные черты XVI-XVII веков. Набеги крымских и ногайских татар. Строительство острогов, городов. Заселение края.

Основание Пензы. Ю. Е. Котранский. Е. П. Лачинов. Гипотезы о происхождении названия Пензы. Превращение Пензы из военной крепости в провинциальный город Российской империи. Положение населения Пензенского края.

 

Пензенский край в XVII веке

Административно-территориальное деление. Военно-административное деление. Топонимика. Освоение края в первой половине XVII века. Экономическое развитие края. Складывание вотчинного хозяйства. Усиление эксплуатации населения края. Участие населения края в крестьянской войне под предводительством Степана Разина. М. Харитонов. В. Федоров. М. Дмитриев. Расправа над восставшими. Освоение Пензенского края в 70-80 годы XVII века. Строительство Пензенской засечной черты. Состав населения к концу XVII века.

Культура Пензенского края XVII века. Особенности развития культуры края, ее единство с общероссийской культурой. Язык. Декоративно-прикладное искусство. Быт. Архитектура края. Троице-Сканов монастырь. Распространение грамотности.

 

 

 

Расцвет феодализма в XVIII веке

Изменения в административно-территориальном делении Пензенского края. Экономическое положение. Дворянское землевладение. Дальнейшее закрепощение крестьян. Развитие сельского хозяйства. Рост феодальных повинностей. Промышленность. Торговля. Пензенский край – крупный очаг крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева. Манифест Пугачева. Создание крестьянских отрядов. Е. Пугачев в Пензе. Петр Евстафьев. Яков Иванов. Действия восставших в крае. Подавление восстания.

Культура XVIII века – звено в развитии общероссийской культуры. Своеобразие культуры края. Христианизация местного населения. Просвещение. Архитектура. Помещичьи усадьбы. Декоративно-прикладное искусство. Театр. Быт народа.

 

Закат крепостной эпохи в первой половине XIX века

Система управления в крае. Пенза – губернский город. Пензенские губернаторы. Господство феодальных отношений. Новые направления в развитии экономики. Начало промышленного переворота в крае. Развитие рынка. Сельское хозяйство – основная отрасль экономики. Положение населения.

Пензенский край в годы войны 1812 года. Рост патриотических настроений. Сбор пожертвований. Участие пензенцев в военных действиях. Создание народного ополчения. Участие в заграничных походах.

Социальное движение в крае. Выступление крестьян и рабочих. Декабристы-пензенцы. Огарев и Сатин.

Исторические условия развития культуры в первой половине XIX века. Культура сельского населения края. Просвещение. Издательская деятельность. Театр. Зарождение живописной школы. Великие земляки: Ф. И. Буслаев, М. Ю. Лермонтов, В. Г. Белинский, М. Н. Загоскин.

 

3. Важнейшие умения и навыки учащихся

Организация педагогического процесса при изучении истории края должна обеспечить учащимся возможность узнать хронологию края, ступени развития общества, получить представление о заселении края, хозяйственной деятельности людей, их образе жизни, культуре, научить характеризовать события политической и социальной истории, понять взаимодействие народов, заселявших Пензенский край, их связи с внешним миром. Для этого необходимо сформировать у учащихся умения и навыки, обеспечивающие восприятие, понимание, осознание и закрепление в памяти учебного материала. К таковым относятся следующие умения:

- соотносить события и процессы истории родного края с определенным периодом, работать с хронологическими и синхронистическими таблицами, соотнося однотипные процессы и события истории края и отечественной истории;

- извлекать из исторической краеведческой карты сведения о процессах и событиях истории Пензенского края;

- устанавливать влияние географического фактора на характер исторического развития;

- анализировать и обобщать исторические факты и явления, определяя их сущность и причины, оценивая значение, давая характеристику историческим явлениям, выдающимся личностям (на основе изучения текста учебника, документов, иллюстраций, дополнительных сведений, полученных из литературы, экскурсий и пр.);

- характеризовать социально-хозяйственный уклад края на разных этапах развития, отмечать своеобразие социально-экономического развития края;

- излагать основные события политической истории, определять их причины и следствия;

- прослеживать изменения в этническом составе и социальной структуре Пензенского края;

- описывать крупнейшие социальные движения, происходящие в крае; объяснять причины, результаты, значение социальных движений, характеризовать их основных участников и лидеров, определять цели; понимать социальную основу восстаний;

- характеризовать религиозные верования разных народов;

- выделять основные достижения культуры народов края, характеризовать и оценивать памятники культуры, рассказывать об исторических условиях развития культуры, отмечать общие тенденции и своеобразие духовного и культурного развития Пензенского края и его народов, видеть процесс взаимопроникновения и взаимовлияния культур разных народов;

- на конкретных примерах характеризовать черты быта, обычаи, культуру народов края;

- работать с историческими документами, научно-популярной и справочной литературой, сопоставлять информацию разных источников, содержащиеся в них оценки событий и людей, обосновывать свое отношение к ним;

- составлять план-конспект параграфа учебника, фрагмента исторического источника, готовить доклад и выступать с ним, рецензировать доклады учащихся;

- участвовать в обсуждении, аргументировано высказывать свое мнение;

- применять исторические знания при анализе различных проблем развития Пензенского края.

 

4. Проблемы для обсуждения, основные виды вопросов и заданий

 

Первобытное общество

  Проблемы для обсуждения.

Археологи, историки, краеведы о Пензенском крае в древности.

Сходство и различие в развитии первобытного строя в разных регионах России.

Основные виды вопросов и заданий:

- ознакомиться с литературными источниками, изложить представленные в литературе оценки, сопоставить различные точки зрения, аргументировано определить свое отношение к ним;

- выявить сходство и различие в сравниваемых объектах (время расселения людей, природные условия, орудия труда, коллективы, быт);

- раскрыть своеобразие развития первобытного общества в Пензенском крае.

Начало феодальной эпохи

     Проблемы для обсуждения.

Влияние монголо-татарского нашествия и ордынского ига на историю Пензенской земли: дискуссии и позиции историков.

Исторический опыт существования разных этносов и религий.

Основные виды вопросов и заданий:

- раскрыть и оценить ключевые события в истории Пензенского края, связать их с историей развития Киевской Руси;

- изложить историю противостояния местных народов монголо-татарскому нашествию;

- сопоставить различные мнения о влиянии монголо-татарского нашествия и ига Золотой Орды на Пензенский край, его историю и русскую историю в целом;

- проследить изменения в экономической, духовной, культурной жизни общества в XI-XVI веках.

 

Вхождение Пензенского края в состав Русского государства

Проблемы для обсуждения.

Русь – Пензенский край – Казанское ханство – Ногайская орда – Крымское ханство: проблемы взаимоотношений.

Основные виды вопросов и заданий:

- охарактеризовать изменения геополитической ситуации Руси и Пензенского края на протяжении XV - начала XVII века;

- проследить изменения в этническом составе населения на протяжении XV - начала XVII века;

- раскрыть и оценить ключевые события истории России и Пензенской земли в XV - начале XVII века;

- проследить изменения в социальной структуре общества;

- выявить своеобразие духовного и культурного развития края в XV-XVII веках по сравнению с предшествующим этапом.

 

Пензенский край в XVII веке

Проблемы для обсуждения.

Пензенский край в XVII веке: изменения в социально-экономической, политической и духовной жизни.

"Бунташный век" в истории России и Пензенского края. Образ эпохи глазами современников и потомков.

Основные виды вопросов и заданий:

- выделить критерии, в соответствии с которыми определяются особенности развития края в XVII веке;

- выявить общие черты в развитии Пензенского края и России в XVII веке;

- охарактеризовать социальные движения в крае;

- выделить закономерные связи, анализируя историю Пензенского края.

 

Расцвет феодализма в XVIII веке

Проблемы для обсуждения.

Деятельность Петра I и Пензенский край.

История городов Пензенской земли.

Современники и историки о спорных проблемах крестьянской войны под предводительством Е.И.Пугачева.

Идеалы и ценности эпохи и их отражение в культуре.

Основные виды вопросов и заданий:

- проанализировать изменения в различных сферах общества в XVIII веке;

- сопоставить процессы развития Пензенского края и России в целом;

- дать сравнительное описание положения различных сословий и социальных групп общества на протяжении XVIII века;

- установить, пользуясь разнообразными источниками знаний, причинно-следственные связи между экономическим развитием, положением населения, социальными движениями и развитием общественной жизни;

- охарактеризовать оценочные суждения современников и историков о роли событий XVIII века в истории края и России в целом;

- проанализировать факторы, влияющие на духовную и культурную жизнь в крае;

- проследить изменения образа жизни, нравов, системы идеалов и ценностей, быта населения края, направлений в культурном развитии.

 

Закат крепостной эпохи в первой половине XIX века

Проблемы для обсуждения.

Место Пензенской земли в российской истории первой половины XIX века. "Время наружного рабства и внутреннего освобождения..." (А.И. Герцен). "Золотой век" русской культуры и Пензенский край. Народное искусство как проявление духовной жизни.

Основные виды вопросов и заданий:

- выявить динамику, характер развития сельского хозяйства, промышленности края в первой половине XIX века;

- выявить особенности, тенденции, динамику изменения социальной структуры в крае;

- выявить сходство и различие в развитии Пензенского края и России в целом;

- проследить тенденции развития духовной жизни Пензенского края в первой половине XIX зека.

 

Изучение истории Пензенского края не только нацелено на знакомство с конкретно-историческими фактами и определение места и роли края в истории страны, но и предполагает развитие самосознания ученика, выбор им жизненной позиции, нравственных и социальных ориентаций. Все это оказывает определенное влияние на содержание и организацию учебного процесса, требует взаимодействия интеллектуальной, эмоциональной и познавательной деятельности.

Приведенные выше перечни проблем для обсуждения, виды вопросов и заданий в какой-то мере помогут формированию у учеников системы исторических знаний, умения вычленить и усвоить ведущие идеи курса, выработке самостоятельных оценок и суждений.

Предлагаемые материалы ориентированы на достаточно сложные формы деятельности: анализ причинно-следственных связей, раскрытие тенденций, динамики исторических событий и процессов и т. п. Ориентируясь на содержащиеся в программе рекомендации, учитель, несомненно, сможет предложить учащимся конкретные вопросы и задания, скорректировать их в зависимости от целей и формы учебной работы, подготовленности школьников.             

 

 

 

 

Основное содержание ПРОГРАММЫ 9 класс.

 

I. СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

 

Введение (1ч.)

Периодизация и характерные черты изучаемой эпохи. Значимость изучения истории родного края для человека. Способы познания краеведческого материала.

 

Р а з д е л 1.  Пензенский край во второй половине XIX века (7 ч)

Крестьянская реформа (1 ч)

Пензенский край накануне великих реформ. Отражение противоречий экономического и политического положения страны в жизни края. Пензенский губернский дворянский комитет. Его проект крестьянской реформы. "Выкупной проект" либерального меньшинства губернского комитета. Требования крестьян. Отмена крепостного права.

Реализация реформы 1861 года. Размеры наделов. Четвертные наделы. Отрезки. Чересполосица и дальноземелье. Формы ликвидации крестьянского малоземелья: распашка целины, аренда и покупка земли. Выкупные платежи. Недоимки по выкупным платежам. Положение недоимщиков. Понижение выкупных платежей.

Взаимоотношения между дворянами и крестьянами. Отношение пензенских крестьян к реформе. Восстания крестьян, их требования. Другие формы крестьянского протеста против реформы 1861 года: отказ от подписания уставных грамот, требование четвертного надела, отказ от внесения выкупных платежей, отказ от наделов, требование возвращения отрезков, отказ от выполнения барщины, отказ от уплаты недоимков.

Итоги и значение реализации крестьянской реформы в Пензенском крае. Положение крестьян и дворян после реформы. Новые формы хозяйствования. Изменения в традиционном образе жизни.

Дворянское и крестьянское хозяйства. Техника обработки земли. Крестьянские промыслы. Ценностные ориентации жителей деревни Пензенского края. Судьба "дворянских гнезд".

Либеральные реформы второй половины XIX века (1 ч)

Земская реформа 1861 года и выборы в земские учреждения Пензенской губернии. Губернские и уездные земские собрания и земские управы: время образования, состав, деятельность. Финансовое положение земских органов. Земство вструктуре управления губернией. Его роль в диалоге города и деревни. Вклад лучших представителей пензенской интеллигенции в работу земских учреждений и их деятельность в области народного просвещения, здравоохранения.

Осуществление судебной, городской, военной, финансовой и других реформ в крае.

Расцвет Пензенского предпринимательства (1 ч)

Особенности развития Пензенской губернии в пореформенный период. Противоречивое влияние реформ на промышленное развитие. Кризис промышленности, основанной на труде крепостных крестьян. Замена дворянских мануфактур фабриками купцов. Возникновение новых отраслей промышленности. Купцы и купеческие династии. Промышленники. Банкиры. Сельское предпринимательство. Строительство железных дорог в губернии. Увеличение числа рабочих, их положение. Изменение облика Пензы и малых городов. Быт, нравы, социальная психология населения края.

Общественное развитие Пензенского края (1 ч)

Охранители, либералы, народники и марксисты: поиски путей преобразования России. Отражение этих процессов в истории края. Лучшие представители пензенской интеллигенции пореформенной России и их духовные искания.

Культура Пензенского края второй половины XIX века (1 ч)

Демократизация культуры. Роль губернской интеллигенции в развитии образования. Земская школа, публичная библиотека – новые элементы провинциальной жизни. Значение провинциальной культуры для развития российской науки. Выдающиеся ученые-земляки П.Н. Яблочков, Н.Н. Бекетов, Г.А. Захарьин, Н.Ф. Филатов, А.А. Татаринов, Ф.И. Буслаев, В.О. Ключевский. Художественная культура Пензенской губернии. Литературная жизнь. Творчество В.А. Слепцова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, К.С. Лескова. Оживление театральной жизни. Создание народного театра в Пензе. Развитие музыкальной культуры. Открытие отделения Императорского русского музыкального общества. Музыкальные классы в Пензе. Первый киносеанс. Первый общедоступный художественный музей имени Н.Д. Селиверстова. Художественное училище. Характерные черты культурной жизни губернии второй половины XIX века.

Взаимодействие народов Пензенского края. Религия (1 ч)

Национальный состав населения Пензенского края. Быт и формысоциальной жизни. Обычаи и культурные ценности русских, татар, мордвы, чувашей и представителей других народностей. Религиозные конфессии. Влияние религии на духовную и общественную жизнь.

 

Р а з д е л 2.  Пензенский край в начале XX века (9 ч)

Пензенский край накануне революции

Наследие XIX века и новые явления в развитии края.

Промышленность края. Особенности индустриального роста в губернии. Признаки появления монополий (Русское общество спичечной торговли – РОСТ). Увеличение числа предприятий и рабочих.

Положение в деревне. Земельный вопрос в губернии. Помещичье и крестьянское хозяйство. Отработочная система. Трехпольное и монопольное хозяйство. Хозяйственно-предпринимательская деятельность помещиков. Рост бессословного землевладения. Купля-продажа и аренда земли. Крестьянская община. Дифференциация крестьянства. Отходничество. Крестьянское земледелие. Ярмарки.

Революционный кризис в России 1905-1907 годов и Пензенский край (1 ч)

Влияние революционных событий в стране на Пензенский край. Забастовочное движение пензенских рабочих. Крестьянские выступления. Отношение к революции пензенской интеллигенции. Выступления учащихся. "Рузаевская республика". Пензенцы-участники революционных выступлений на броненосце "Потемкине", декабрьского вооруженного восстания в Москве и др. Последствия революции, ее влияние на общественное сознание.

Столыпинская аграрная реформа в Пензенской губернии (1 ч)

Проведение реформы в Пензенском крае. Два пути укрепления надельной земли в личной собственности. Новые формы хозяйствования. Отруба и хутора. Преобладание в губернии принудительного выхода крестьян из общины.

Деятельность Пензенского отделения Крестьянского поземельного банка по реализации реформы. Продавцы и покупатели земли. Переселение крестьян.

Социально-экономические итоги реформы. Причины незавершенности столыпинской аграрной реформы. Отношение к реформе крестьян-общинников и крестьян-собственников.

Становление многопартийности и парламентаризма (1 ч)

Крупнейшие политические партии и их деятельность в Пензенском крае. Депутаты Пензенской губернии в I, II, III, IV Государственных Думах. Политизация населения.

Пензенский край накануне великих потрясений (1 ч)

Рост социальной напряженности. Жизнь представителей различных слоев общества нашего края в условиях первой мировой войны. Пензенцы на фронтах войны.

1917 год... (2 ч)

Политическая обстановка в Пензенской губернии после свержения самодержавия. Упразднение старых органов власти. Двоевластие. Создание органов власти Временного правительства. Губернский и уездный комиссары. Образование губернского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и уездных советов. Расстановка политических сил в губернии: эсеры, меньшевики, большевики и их борьба за массы. I, II губернские крестьянские съезды. Рабочее движение. Антивоенные выступления солдат гарнизона. Установление советской власти в Пензе и губернии. Союз большевиков и левых эсеров. Преобразования в хозяйственной сфере.

Культура начала XX века (1 ч)

Многообразие культурной жизни провинции. Образование. Земская библиотека. Культурно-просветительская деятельность губернской интеллигенции. Лермонтовское общество. Общество любителей естествознания И.И. Спрыгина. Развитие кинематографа. Наш земляк – великий актер русского немого кино И.И. Мозжухин. Театральная жизнь. В.Э. Мейерхольд в Пензе.

Литературная жизнь. А.И. Куприн, А.М. Ремезов, Р.Б. Гуль. Изобразительное искусство. Диалог столицы и провинции. Подвижническая деятельность           К.А. Савицкого, Н.Ф. Петрова, И.С. Горюшкина-Сорокопудова. Художественные выставки. Проблема традиции и новаторства в живописи. Художники-авангардисты: А.В. Лентулов и В.Е. Татлин.

Музыкальная жизнь губернии. Музыкальная школа в Пензе. Хоровая культура. Деятельность А.А. Архангельского, А.В. Касторского.

Провинция – мощный духовный потенциал русской культуры "серебряного века".

Пензенский край в период гражданской войны (1 ч)

Начало гражданской войны в крае. Мятеж чехословацкого корпуса. Бой за Пензу. Пензенский край – база для формирования и обеспечения частей Красной Армии Восточного фронта. М.Н. Тухачевский. 1-я армия Восточного фронта. Мобилизация в Красную Армию. 20-я Пензенская пехотная дивизия. Пензенская губерния в прифронтовой полосе. Создание Пензенского укрепленного района. Помощь фронту. Антоновское движение на территории Пензенского края. Пензенцы-участники гражданской войны. Понятие "героизм" применительно к участникам гражданской войны. Гражданская война по оценкам участников и современников.

 

Раздел 3. "Мы наш, мы новый мир построим" (14 ч)

Политика "военного коммунизма" и ее результаты (1 ч)

Милитаризация экономики губернии. Установление контроля над промышленными предприятиями. Работа предприятий на оборону. Трудовые повинности. Продовольственная диктатура и борьба за ее осуществление в Пензенском крае. Продотряды и комбеды. Крестьянские восстания. Продразверстка и ее результаты. Пензенский хлеб – Красной Армии и центральным промышленным губерниям. Кризис политики "военного коммунизма".

Пензенский край в годы нэпа (1 ч)

Переход к новой экономической политике и реализация основных ее направлений в экономической и социально-политической жизни края. Нэп в оценке современников. Итоги нэпа.

Индустриальное развитие Пензенского края в 1926-1941 годах (1 ч)

Необходимость продолжения дореволюционной модернизации экономики. Причины замедленных темпов восстановления промышленности в крае в 20-е годы. Индустриальная отсталость края. Условия и ход индустриального развития края, его особенности. Социально-психологическая обстановка. Лучшие производственники. Духовная энергия масс – один из ресурсов созидания. Итоги индустриализации.

Коллективизация (1ч)

Пензенская деревня накануне "великого перелома". Начало коллективизации, ускорение ее темпов. Создание первой МТС. Создание Пензенского и Кузнецкого окружных боевых штабов для проведения раскулачивания: их функции, деятельность и ее последствия. Трагические судьбы раскулаченных семей. Первые колхозы и колхозники. Итоги коллективизации.

 

Общественно-политическая жизнь Пензенского края в 1930-е годы(1 ч)

Становление директивной экономики. Изменения в психологии и сознании людей. Складывание административно-командной системы. Репрессии. Идеологизация общественных организаций. Энтузиазм и страх глазами современников-пензенцев.

Культура 20-30-х годов (1 ч)

Преобразования Советской власти в области культуры. Элементы духовного раскрепощения в начале 1920-х годов. Народное творчество: ремесла, художественные промыслы. Зарождение физической культуры. Театр. Кино. Музыкальная культура. Изобразительное искусство. Литература. Раскол в среде интеллигенции. Отношение к религии. Образ жизни людей: материальные условия, нравственная и политическая культура, общественное сознание. Основные черты культуры 20-30-х годов: новые веяния, достижения, успехи и утраты.

Власть и церковь.

Пензенский край в годы Великой Отечественной войны (3 ч)

Мобилизация на территории области. Участие пензенцев в оборонительных боях летом и осенью 1941 года. Формирование соединений и частей Красной Армии в 1941 -1942 годах (10-я армия, 338-я и 354-я стрелковые дивизии и др.). Подготовка военных специалистов в пензенских училищах и учебных полках.

Перевод экономики области на военные рельсы. Размещение эвакуированных промышленных предприятий, учреждений и населения на территории области. Пензенская промышленность – фронту. Трудовые почины 1942-1945 годов. Всенародная помощь фронту. Пензенцы в боях за Сталинград, на Курской дуге и других боевых операциях 1942-1944 годов. Пензенцы-участники завершающих сражений Великой Отечественной войны. Цена победы. Участники о Великой Отечественной войне.

Послевоенные годы (1945-1953) (1 ч)

Перевод экономики на "мирные рельсы". Трудности первых послевоенных лет в подъеме индустрии. Реконструкция и новое строительство предприятий. Новые отрасли промышленности. Выход продукции пензенских заводов за рубеж.

Достижения и проблемы развития транспорта, строительства, связи.           П.И. Паршин, М.П. Дворников, В.И. Джанполадов – крупные организаторы подъема промышленности Пензенской области. Передовики производства.

Диспропорции в развитии промышленности и сельского хозяйства. Образ жизни трудящихся. Нарастание критических настроений. Смерть И. В. Сталина и пензенцы.

От "оттепели" к "застою" (2 ч)

Начало демократизации общественной жизни. Новые подходы к народно-хозяйственным проблемам. Непоследовательность и противоречивость реформ 1960-х годов. Н. С. Хрущев в памяти наших земляков.

Основные направления развития промышленности. Новые промышленные объекты и отрасли индустрии. Рост количества НИИ и конструкторских бюро. Производство товаров народного потребления. Меры по улучшению условий труда и быта рабочих. Строительный бум в городах, повышение культуры градостроительства. Организаторы производства. Урбанизационные процессы в области, их негативные последствия.

Усиление ВПК в экономике области. Проблемы продовольственного обеспечения городов во второй половине 70-х годов.

Рост творческой активности народа. Общественные организации и молодежные объединения. Начало телевещания.

"Брежневщина" и ее последствия в духовной жизни общества. Начало кризисных явлений в общественно-политической и духовной сферах. Необходимость кардинальных перемен. Появление духовной оппозиции.

Пензенский край в 1980-е годы (1 ч)

Назревшая необходимость перемен. Курс на ускорение социально-экономического развития и его провал. Перемены в развитии экономики области. Спад производства. Сокращение жилищного строительства. Рост цен. Приватизация государственных предприятий. Изменение отраслевой структуры экономики области. Реорганизация колхозов и совхозов. Создание фермерских хозяйств. Курс на рыночные преобразования. Ошибки, просчеты, успехи в осуществлении экономической политики. Новые реалии в политической сфере в связи с реформой политической системы общества.

Партии и общественные движения. Эволюция взглядов на идею "перестройки" и концепцию "социализма с человеческим лицом". Сдвиги в массовом сознании. Отношение наших земляков к переменам.

Культура 50-80-х годов (1 ч)

Успехи в развитии народного творчества. Деревянное зодчество. Братья Сорокины. Народная мастерица и поэтесса Е. К. Медянцева. Развитие художественной самодеятельности. Пензенские спортсмены. Успехи Пензенского драматического театра. Художники Пензенской области. Организация отделения Союза писателей в Пензе и его деятельность. Пензенская проза и поэзия. Противоречивость культурной жизни края. Осознание частью народа необходимости "жить не во лжи".

Раздел 4. Суверенная Россия. Новая страница в жизни края (2 ч)

Пензенский край в 90-е годы (1 ч)

Отношение жителей Пензы и области к событиям 19-20 августа 1991 года. Начало радикальной экономической реформы и ее последствия для промышленного производства области. Новые направления в аграрной политике. Изменения в структуре местного управления.

Политические партии и их лидеры. Споры о перспективах и направлениях дальнейшего реформирования страны.

Духовная жизнь общества (1 ч)

Противоречивость культурного процесса: свобода творчества, отсутствие цензуры и партийного контроля, переосмысление исторического прошлого – с одной стороны, падение общекультурного уровня – с другой. Социальная поляризация общества, ее влияние на нравственную атмосферу в обществе. Споры о духовной жизни провинции: возрождение или регресс? Нерешенные проблемы культурной жизни Пензенского края.

Повторение (1 ч.)

Содержание

 

 

Учебный план 8класс

Тема

Кол-во часов

1. Введение

1

2. Первобытное общество

2

3. Начало феодальной эпохи

4

4. Развитие феодализма

6

5. Вхождение Пензенского края в состав Российского государства

 

5

6. Пензенский край в XVII веке

6

7. Расцвет феодализма в XVIII веке

5

8. Закат крепостной эпохи в первой половине XIX века

5

 

 

Всего

34 часов

 

 

9 класс

 

 

Раздел, тема.

Количество часов

1

Введение

1

2

Пензенский край во второй половине XIX века

7

3

Пензенский край в начале XX века

9

4

"Мы наш, мы новый мир построим"

14

5

Суверенная Россия. Новая страница в жизни края

2

 

Повторение

1

Итого

34

 

 

ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ,

ОСНОВНЫЕ  ВИДЫ  ВОПРОСОВ  И  ЗАДАНИЙ

(измерители учебных достижений школьников)

4. Проблемы для обсуждения, основные виды вопросов и заданий

8 класс

Первобытное общество

  Проблемы для обсуждения.

Археологи, историки, краеведы о Пензенском крае в древности.

Сходство и различие в развитии первобытного строя в разных регионах России.

Основные виды вопросов и заданий:

-  ознакомиться с литературными источниками, изложить представленные в литературе оценки, сопоставить различные точки зрения, аргументировано определить свое отношение к ним;

-  выявить сходство и различие в сравниваемых объектах (время расселения людей, природные условия, орудия труда, коллективы, быт);

-  раскрыть своеобразие развития первобытного общества в Пензенском крае.

Начало феодальной эпохи

     Проблемы для обсуждения.

Влияние монголо-татарского нашествия и ордынского ига на историю Пензенской земли: дискуссии и позиции историков.

Исторический опыт существования разных этносов и религий.

Основные виды вопросов и заданий:

- раскрыть и оценить ключевые события в истории Пензенского края, связать их с историей развития Киевской Руси;

- изложить историю противостояния местных народов монголо-татарскому нашествию;

- сопоставить различные мнения о влиянии монголо-татарского нашествия и ига Золотой Орды на Пензенский край, его историю и русскую историю в целом;

- проследить изменения в экономической, духовной, культурной жизни общества в XI-XVI веках.

 

Вхождение Пензенского края в состав Русского государства

Проблемы для обсуждения.

Русь – Пензенский край – Казанское ханство – Ногайская орда – Крымское ханство: проблемы взаимоотношений.

Основные виды вопросов и заданий:

-  охарактеризовать изменения геополитической ситуации Руси и Пензенского края на протяжении XV - начала XVII века;

-  проследить изменения в этническом составе населения на протяжении XV - начала XVII века;

-  раскрыть и оценить ключевые события истории России и Пензенской земли в XV - начале XVII века;

-  проследить изменения в социальной структуре общества;

-  выявить своеобразие духовного и культурного развития края в XV-XVII веках по сравнению с предшествующим этапом.

 

Пензенский край в XVII веке

Проблемы для обсуждения.

Пензенский край в XVII веке: изменения в социально-экономической, политической и духовной жизни.

"Бунташный век" в истории России и Пензенского края. Образ эпохи глазами современников и потомков.

Основные виды вопросов и заданий:

-  выделить критерии, в соответствии с которыми определяются особенности развития края в XVII веке;

-  выявить общие черты в развитии Пензенского края и России в XVII веке;

-  охарактеризовать социальные движения в крае;

-  выделить закономерные связи, анализируя историю Пензенского края.

 

Расцвет феодализма в XVIII веке

Проблемы для обсуждения.

Деятельность Петра I и Пензенский край.

История городов Пензенской земли.

Современники и историки о спорных проблемах крестьянской войны под предводительством Е.И.Пугачева.

Идеалы и ценности эпохи и их отражение в культуре.

Основные виды вопросов и заданий:

-  проанализировать изменения в различных сферах общества в XVIII веке;

-  сопоставить процессы развития Пензенского края и России в целом;

-  дать сравнительное описание положения различных сословий и социальных групп общества на протяжении XVIII века;

-  установить, пользуясь разнообразными источниками знаний, причинно-следственные связи между экономическим развитием, положением населения, социальными движениями и развитием общественной жизни;

-  охарактеризовать оценочные суждения современников и историков о роли событий XVIII века в истории края и России в целом;

-  проанализировать факторы, влияющие на духовную и культурную жизнь в крае;

-  проследить изменения образа жизни, нравов, системы идеалов и ценностей, быта населения края, направлений в культурном развитии.

 

Закат крепостной эпохи в первой половине XIX века

Проблемы для обсуждения.

Место Пензенской земли в российской истории первой половины XIX века. "Время наружного рабства и внутреннего освобождения..." (А.И. Герцен). "Золотой век" русской культуры и Пензенский край. Народное искусство как проявление духовной жизни.

Основные виды вопросов и заданий:

-  выявить динамику, характер развития сельского хозяйства, промышленности края в первой половине XIX века;

-  выявить особенности, тенденции, динамику изменения социальной структуры в крае;

-  выявить сходство и различие в развитии Пензенского края и России в целом;

-  проследить тенденции развития духовной жизни Пензенского края в первой половине XIX зека.

 

9 класс

Т е м а I. Пензенский край во второй половине XIX века

Проблемы для обсуждения:

-  Пензенская губерния в пореформенный период: изменения в социальной, политической и духовной жизни.

-  Противоречия в развитии края в пореформенный период.

Образцы вопросов и заданий

1. На знание хронологии фактов, событий, имен, терминов.

-  Используя указанные даты, составьте хронологическую таблицу о развитии Пензенской губернии в пореформенный период: 1861, 1864, 1865, 1866, 1867, 1869, 1870, 1871, 1872, 1873, 1874, 1875, 1876, 1880, 1881, 1882, 1883, 1884, 1889, 1890, 1892, 1895,1896, 1897, 1898 годы.

-  Назовите имена известнейших людей Пензенского края, живших во второй половине XIX века.

- Объясните значение терминов: четвертной надел, дальноземелье, городская управа, курия, мировой участок, нотариат, акциз, реальное училище, рекрутское присутствие.

2.  На соотношение единичного факта и процесса.

- Определите, о каком важнейшем процессе в пензенской экономике свидетельствуют следующие факты: кризис промышленности, основанной на крепостном труде; рост числа фабрик и заводов, рабочих; техническое переоснащение предприятий; замена крепостнических мануфактур фабриками купцов.

- Приведите примеры, свидетельствующие об изменении быта горожан в Пензенской губернии к концу XIX века.

3.  На выявление причинно-следственных связей, взаимосвязанности исторических событий.

- Способствовала ли реализация крестьянской реформы в Пензенском крае: укреплению господства помещиков; улучшению положения крестьянства; превращению губернии из аграрной в индустриальную; развитию внутреннего рынка; расслоению крестьянства; росту числа рабочих? Правильные ответы подчеркните.

- Как связаны либеральные реформы, осуществляемые в крае, с развитием образования, здравоохранения, самоуправления?

- Почему часть помещиков и крестьян не смогли хозяйствовать в новых условиях?

- Какие проблемы возникли в обществе всвязи с развитием капиталистических отношений в губернии?

- Почему Пензенская губерния стала для народников одним из центров "хождения в народ"?

4.  На раскрытие тенденций, динамики исторических процессов и событий.

- От чего зависело развитие Пензенской губернии по "американскому" или "прусскому" пути?

- Какие изменения в общественном развитии Пензенской губернии первой половины XIX века способствовали осуществлению реформ во второй его половине?

- Подготовьте сообщения о развитии культуры края во второй половине XIX века.

- Какие изменения в положении различных социальных слоев населения произошли к концу XIX века?

5.  На сравнение исторических событий, явлений.

- Сопоставьте положение пензенских крестьян до реформы 1861 года и после ее осуществления.

- Сравните развитие промышленности края в середине и в конце XIX века.

6.  На оценку исторического значения событий и деятельности людей.

-    Какие личностные качества пензенских народников 60-80-х годов вас привлекают, а какие – неприемлемы? Почему? Выберите их из перечисленных ниже качеств: стремление ликвидировать феодальные отношения; борьба против самодержавия; способность к насилию и террору во имя осуществления своих целей; готовность к лишениям и самопожертвованию во имя общих целей; стремление служить народу; вера в социальную справедливость; всеобщее равенство.

- Дайте оценку личности одного из пензенских губернаторов, представителей творческой интеллигенции, революционеров. Какими критериями вы будете руководствоваться?

- Дайте оценку проведенных в Пензенской губернии реформ.

 

Т е м а II. Пензенский край в начале XX века

Проблемы для обсуждения:

- Путь реформ или путь революций.

- "Серебряный век" в культуре Пензенского края. Общее и различное вразвитии Пензенского края и других регионов страны.

Образцы вопросов и заданий

1. На овладение элементами исторического анализа, раскрытия причинно-следственных, закономерных связей между изученными историческими явлениями.

- Определите уровень экономического развития Пензенского края в начале XX века. Сопоставьте развитие экономики Пензенской губернии с общероссийской.

- Какими путями и почему можно было обеспечить рост промышленного и сельскохозяйственного производства в губернии?

- Повлияли ли особенности социально-экономического развития на ход революционных процессов в губернии?

- Что является лишним в перечисленном? Столыпинская реформа в Пензенской губернии предусматривала: создание в деревне прочной опоры для самодержавия из крепких собственников; сохранение крестьянской общины; насаждение хуторских и отрубных хозяйств; скупку земель у помещиков и казны Крестьянским поземельным банком и раздачу ее крестьянам; переселение крестьян в отдаленные районы.

- По какому принципу образованы ряды:

а)  "Продуголь", "Продамет", "Гвоздь" и "Русское общество спичечной торговли";

б)  Пензенская, Тобольская, Томская, Енисейская, Амурская, Приморская губернии, Акмолинская область;

в)  Н.Р. Добронравов, Н.А. Народецкий, Л. Коршунов, Н.И. Тепловский,          В. Смуров, А. Ремизов;

г)  И.И. Спрыгин, А.В. Лентулов, А.И. Куприн, А.В. Касторский.

2.  На формирование обоснованного личностного отношения к историческим событиям, творениям культуры и т. д.

Проанализируйте следующие данные по России и Пензенскому краю, связанные сходом и итогами Столыпинской аграрной реформы. Дайте им оценку.

По России принудительный выход из общины составил 26,4%, по Пензенской губернии – 79,1 %.

В России начала XX века:

-  был возможен революционный выход из кризисного положения (1);

-  был возможен путь реформ по устранению помех в развитии страны (2);

-  был вероятен контрреволюционный выход из кризиса, в результате которого к власти пришли бы представители крайней реакции (3);

-  выхода из кризиса не было, страна зашла в тупик и была обречена на гибель (4).

Попробуйте найти неверные высказывания. Ответ обоснуйте, опираясь на материалы по истории отечества и истории Пензенского края.

3.  На описание событий, явлений.

Дайте описание на выбор:

-  облика одного из городов Пензенской губернии начала XX века;

-  облика деревень;

-  транспорта и средств коммуникации;

-  быта различных социальных слоев.

 

Т е м a III. "Мы наш, мы новый мир построим"

Проблемы для обсуждения:

-    Современники и историки о советском периоде края.

-    Войны и Пензенский край.

Основные виды и образцы вопросов и заданий

1.  На знание фактов, событий, имен.

-    Продолжите предложения или заполните пропуски:

а)  28 мая 1918 года началось вооруженное выступление... по линии Ртищево – Сердобск – Пенза;

б)  17 июля 1919 года на основании приказа Реввоенсовета республики был образован Пензенский...

-  Расставьте в хронологической последовательности события: первый субботник в Пензе, комплектование частей 1-й армии под командованием       М.Н. Тухачевского, создание Мокшанской тракторной колонны.

-  Назовите имена деятелей культуры Пензенской области.

2.  На описание событий, явлений.

-  Расскажите о деятельности комбедов в крае.

-  Охарактеризуйте общественно-политическую жизнь области в годы нэпа.

3.  На выявление причинно-следственных связей, взаимозависимости исторических явлений.

-  Как повлияла гражданская война на социально-экономическое развитие края?

-  Охарактеризуйте последствия индустриализации и коллективизации в крае.

4.  На раскрытие сущности, смысла событий, явлений, понятий.

-  Выделите определяющие черты развития Пензенской области в середине 1950-1970-х годов.

-  Раскройте смысл понятий: "оттепель", "перестройка", «ускорение", "крах политической системы".

 

Т е м а IV. Суверенная Россия. Новая страница в жизни края

Проблемы для обсуждения:

- 1991 год: время, события, люди.

-    На пути перемен.

-    Основные положения Устава Пензенской области.

Основные виды и образцы вопросов и заданий

1.  На знание фактов, событий, имен.

-  Выделите важнейшие события в жизни нашего края с 1991 по 1997 год и раскройте их в хронологической последовательности.

-  Назовите основные политические партии и движения в Пензенском крае.

-  Когда был принят Устав Пензенской области? Основные его положения.

2.  На установление причинно-следственных связей исторических событий и явлений.

-    Почему Пензенский край относится к "красному поясу" областей?

-    Чем объясняется резкое падение жизненного уровня населения нашего края?

3.  На раскрытие тенденций, динамики исторических процессов.

-  Определите сущность изменений, происшедших в нашей стране с 1991 по 1997 год. Как протекали эти процессы в нашем крае?

-  Выскажите свои суждения о путях преодоления кризисных явлений в экономике края.

4.  На оценку исторических деятелей.

-  Оцените деятельность главы администрации области (города, района, села). Какими принципами вы будете руководствоваться?

 

 

 

 

                       Требования к уровню подготовки выпускников

 

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

 

ИСТОЧНИКИ И ФОРМЫ РАБОТЫ С НИМИ

 

К разделу I "Пензенский край во второй половине XIX века"

Вопросы аграрной истории Среднего Поволжья (XVII – начало XX в.). Межвузовский сборник научных трудов. Морд, гос. ун-т им. Н. П. Огарева. – Саранск, 1979.

Годы и события. – Пенза, 1965.

Горланов Г.Е. Дороги в мир знаний. – Пенза, 1995.

Горланов Г.Е. Очерки истории культуры Пензенского края. – Пенза, 1994.

Гошуляк В.В. Пензенское земство. – Пенза, 1995.

Дергачев А.Ф. Народники Пензенского края. – Саратов, 1979.

Дергачев А.Ф. Крестьянское движение в Пензенской губернии накануне реформы 1861 г. – Пенза, 1958.

Догаева В.П. и др. Земля Пензенская. – Саратов, 1978.

Земство: История и современность. Тезисы докладов и сообщений областной научно-практической конференции. – Пенза, 1995.

Из истории области. Очерки краеведов. Вып. 1 - 089 и последующие издания губернских ученых архивных комиссий (1884 -1923 гг.). Сост. Л.В. Писарьков. – Пенза, 1994.

Инюшкин Н. М. Край Пензенский: Люди и судьбы. – Пенза, 1996.

Краеведческие записки /А. Мочалов, В. С. Годин. – Пенза, 1963.

Краеведческие записки /Б.А. Озерская и др. – Пенза, 1970.

Кулагин П.Г. Край Пензенский. – Пенза, 1975.

Морозов С.Д., Фомин А.И. Пензенский край. История и современность. – Пенза, 1990.

Мочалов В.А. Пенза вчера, сегодня, завтра. – Пенза, 1988.

Наследие. Культура Пензенского края в документах эпохи, письмах и мемуарах современников, исследованиях, статьях и художественных произведениях. – Пенза, 1994.

Очерки истории Пензенского края с древнейших времен до конца XIX века /А.Ф. Дергачев и др. – Пенза, 1973.

Пенза. Вчера и сегодня. Фотографии. – Пенза: Репортер, 1994.

Пензенский край в 1801-1861 гг. – Пенза, 1991.

Пензенский край. XVII в. -1917 г. Документы и материалы. – Саратов, 1980.

Пензенский край. 1861-1917 гг. Культурная жизнь. – Пенза, 1992.

Пензенский край. 1861-1917гг. Общественно-политическая и культурная жизнь. – Пенза, 1992.

Пензенский край. 1861-1917 гг. Социально-экономическое развитие. – Пенза, 1992.

Савин О.М. Живая память. Историко-литературные очерки. – Саранск, 1981.

Факты, события, свершения. К 325-летию Пензы. – Саратов, 1988.

 

К разделу II "Пензенский край в начале века. 1890 -1917 гг."

Год за годом. Хроника военных событий общественной жизни Пензенской области за 50 лет. – Саратов, 1961.

 

Гребнев А.М. Аграрные отношения в Пензенской губернии между первой и второй буржуазно-демократическими революциями в России. – Пенза, 1959.

Догаева В.П. Пензенский край в трех русских революциях. – Пенза, 1987.

Историко-революционные памятники Пензенской области. – Пенза, 1976.

Кузьмин А. 3. Крестьянское движение в Пензенской губернии в 1905-1907 гг. – Пенза, 1955.

Морозов С.Д., Парменов А.А. Пензенская деревня накануне Великой Октябрьской социалистической революции. – Пенза, 1989.

Морозов С.Д., Парменов А.А. Пензенская деревня накануне первой русской революции в России 1905-1907 гг. – Пенза, 1989.

Новые страницы истории Отечества. – Пенза, 1992.

Революционная борьба трудящихся Пензенской губернии в 1905-1907 гг. Сб. документов. – Пенза, 1955.

Сметы доходов и расходов Пензенского губернского земства на 1902 год. – Пенза, 1902.

Список лиц, служащих в Пензенской губернии по ведомству Министерства внутренних дел 1910 г. – Пенза, 1910.

Страницы жизни. – Пенза, 1992.

300 лет Пензе. Альбом. – Пенза, 1963.

См. также литературу, указанную ранее.

 

К разделам III. IV "Мы наш, мы новый мир построим". "Суверенная Россия. Новая страница в истории края"

Бакаев Д.А. В горниле сражений. – Саратов, 1989.

Васильев П.П. Память сердца. – Пенза, 1970.

Взаимосвязи города и деревни в их историческом развитии. – Пенза, 1992.

Вьюнов Г., Демидов А. Пензенский велосипедный. – Пенза, 1958.

Вьюнов Г.А. Идет по земле человек. – Саратов, 1966.

Вьюнов Г.А. Победители. – Саратов, 1968.

Жуков Л.И. В степном краю. – Саратов-Пенза, 1968.

Зефиров Л.Г. В те годы грозовые. – Пенза, 1988.

Историко-революционные памятники Пензенской области. – Пенза, 1976.

Классовая борьба в Поволжье. 1917-1920 гг. – Ульяновск, 1987.

Культурное строительство в Пензенском крае. 1939-1977. Документы и материалы. Сост. О.Е. Блинова и др. – Саратов-Пенза, 1989.

Культурное строительство в Пензенском крае. 1917-1938 гг. Документы и материалы. Сост. В.С. Годин и др. – Саратов-Пенза, 1986.

Кураев В.В. Октябрь в Пензе. 2-е изд. – Пенза, 1957.

Ландо И.И. Историко-географическая характеристика народного хозяйства Пензенского края. – Пенза, 1960.

Маргулис А.Л. Хорошие люди, добрые дела. – Пенза, 1963.

Морозов В.С. Большевик Василий Кураев. – Пенза, 1961.

Мясников Г.В. Отчизна в сердце нашем. – М., 1985.

Незабываемые годы. – Саратов, 1982.

Память. Пензенская область. Всероссийская книга памяти. – Пенза, 1994.

Пенза 325-летию города. Ксилографии А. Калашникова. – М., 1986.

Пенза. Фотоальбом /Н.М. Инюшкин. – М., 1989.

Пензенская область /Любимов, Сигал и др. – Пенза, 1939.

Пензенская область за 50 лет Советской власти. – Пенза, 1967.

Пензенцы - герои Советского Союза. Альбом. – Пенза, 1975.

Путь в полвека. Под ред. П.Д. Селиванова. – Саратов-Пенза, 1967.

Растет и вечно молодеет. Очерки о Пензе /А.Ф. Смайкин. – Саратов-Пенза, 1988.

Рубцов В.Н. Близкие дали. – Пенза, 1963.

Савин О.М. Краснознаменцы. – Пенза, 1971.

Савин О.М. Ленин и Пензенский край. – Саратов, 1992.

Савин О.М. Дело производством прекращено. – Пенза, 1992.

Савин О.М. Живая память. – Саранск, 1981.

Савин О.М. Незабываемые страницы. – Саранск, 1978.

Савин О.М. По следам героев и событий. – Пенза, 1969.

Савин О.М. Страницы дружбы и братства. – Пенза, 1988.

Сборник статистических сведений по Пензенской губернии. 1920-1926 гг. – Пенза, 1927.

Семенов Р.Б. Старейшая в России. Золотаревская суконная фабрика "Коллективное творчество". – Пенза, 1976.

Семенов В.Б. Послевоенная индустриализация Пензенской области, ее социальные последствия. – Пенза, 1992.

Сорокин Б.А. Красногвардейцы Пензы. – Пенза, 1957.

Страницы жизни. – Пенза, 1992.

Сумерин П.Г. Комбеды в Пензенской губернии. – Пенза, 1960.

Тихообразов К.И. Подвигами славны твои земляки. – Пенза,1969.

Харитонова В.Т. Население Пензенской области. – Пенза, 1960.

Шарошкин Н.А. Изменение численности и состава рабочих Поволжья в переходный период от капитализма к социализму(1917-1937). – Саратов, 1984.

Экономическая и общественная жизнь нашего времени. – М., 1992.

Периодические издания области.

Топка сайта

География

 ОГЭ 2016. География 30 вопрос

Горные породы Профиль

Тесты для ОГЭ. Обществознание.

ИР9 Проверочный тест по теме "Великая Отечественная война

 Основное содержание программы 8 класс.

 ОГЭ 2016. География 14 вопрос

 Биология 9 класс. Проверочный тест по теме "Строение клетки"

Тест-практикум по географии 6 класс "Координаты"